В МБОУ г. Иркутска Лицей № 1 эффективно работает социально-психологическая служба в лице единственного педагога – психолога Никольской Олеси Сергеевны. Есть кабинет психологической разгрузки, который оснащен всем необходимым оборудованием, методической литературой и пакетом диагностических методик, которые позволяют всесторонне исследовать учащихся.







Цель работы педагога - психолога - сопровождение всех участников учебно – воспитательного пространства, создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях лицейского взаимодействия.
Основные направления, по которым строится работа психолога, это работа с учащимися, родителями и педагогами.
Первая половина учебного года посвящена по традиции адаптации пятых и десятых классов , а также вновь прибывшим учащимся. Помощь вновь поступившим лицеистам начинается с ЛИОШ, где проводятся коммуникативные тренинги, и есть хорошая возможность соприкоснуться с лицейской жизнью. С началом нового учебного года тренинги продолжаются. Их цель: способствовать формированию детских коллективов, позитивному отношению к Лицею, знакомству детей друг с другом и Лицейской жизнью.

Вторая половина учебного года посвящена выпускникам. Пять лет работает программа психологической помощи старшеклассникам и их родителям в период подготовки к экзаменам. руководители, администрация. С выпускниками 9-11-х классов проводятся тренинги по профилактике экзаменационного стресса. Индивидуальные консультации и занятия по коррекции эмоционально – волевой сферы.

Большое внимание уделяется профориентационной работе с 9 кл, ежегодно для ребят проводятся профориентационные тренинги с погружением. За шесть часов подростки осваивают 3 блока:
1. «Я и мои желания» - блок, связанный с понятиями, что такое профессия, специальность, должность. Самооценка и презентация себя. Что такое успех и конкурентоспособность, формула профессии, ошибки при выборе профессии. Заполняют карту интересов Климова.
2 «Я и мои возможности» - это блок практический , подростки исследуют разные стороны своей личности (интересы и склонности в выборе профессии, темперамент и свойства характера, тип мышления, эмоционально-волевую сферу). Как результат, подростки могут нарисовать свой психологический портрет и соотнести их с картой интересов.
3. «Мой выбор» - это блок, где формируются навыки конкретных действий, которые будут способствовать профессиональному самоопределению (здоровье и выбор профессии, значение творческих способностей в личном самоутверждении, личный профессиональный план).

Работе с родителями в деятельности педагога - психолога отводится особое место. Родители, как основные заказчики образовательных услуг, должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Поэтому все мероприятия для родителей направлены на формирование у них чувства принадлежности к лицейской жизни, способствуют пониманию детей и эффективному общению с ними.

Для родителей проводятся консультации по вопросам развития и воспитания детей, тематические родительские собрания, тренинги родительской компетентности. Универсальные советы родителям по воспитанию детей, способные предотвратить развитие рискованного поведения здесь

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. Поэтому педагоги больше, чем кто- либо другой, нуждаются в психологическом сопровождении.

С педагогами МБОУ г. Иркутска Лицей №1 проводятся тренинги по эмоциональному выгоранию. Психологические консультации, которые затрагивают самые разные сферы жизни. С молодыми педагогами педагог – психолог проводит мастер-классы по «Формирование детского коллектива», «Особенности подросткового возраста», «Активные формы работы с родителями».
Социально-психологическая служба